Елена Панина: Сирия становится местом столкновения трёх геополитических проектов
Сирия становится местом столкновения трёх геополитических проектов
По Сирии, как и по другим странам Ближнего Востока, Израиль стоит на позиции Доктрины Бегина "Государство Израиль не должно допустить разработки вражеской страной потенциала для его уничтожения". Тель-Авив не желает жить по соседству с исламистским государством под патронажем Турции, где костяк новой правящей элиты составляют боевики террористических организаций, пусть даже официально отбелённых ЕС и США.
Следует иметь в виду, что проект "Большой Израиль" предполагает увеличение территории нынешнего еврейского государства за счёт палестинских земель, части территорий Ливана, Сирии, Ирака, Египта, а также Иордании и Саудовской Аравии. Если брать Сирию, то Тель-Авив как минимум заинтересован в буферной зоне на её территории, примыкающей к его нынешним границам. Хотя аппетит приходит во время еды. И уже слышны заявления израильских официальных лиц, что они не потерпят какие-либо вооружённые группировки к югу от Дамаска.
В интересах Израиля и продвижение проекта "Большой Курдистан" за счёт части территорий Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Очевидно, что Тель-Авиву было бы удобно использовать данный проект в целях взлома суверенитета и территориальной целостности этих стран. Сирийский Курдистан в нынешних условиях может послужить основой "Большого Курдистана".
В данном случае Тель-Авив заинтересован в прорубании коридора на северо-восток к сирийским курдам, которых Трамп решил сбросить с американского баланса и передать на баланс туркам. Что, впрочем, вовсе не гарантирует, что следующий президент США не изменит позиции Вашингтона в отношении курдов... Что касается Израиля, то ранее он даже поставлял оружие Народным отрядам самообороны сирийских курдов. И Турция была этим крайне недовольна.
Но на тех же землях постепенно разворачивается и третий проект "Великий Туран", завязанный на интересы Анкары. При этом планы определённых турецких кругов, в том числе в окружении "султана" Эрдогана, простираются гораздо дальше двух других проектов вплоть до территорий Средней Азии и Южной Сибири. Но именно Сирии, похоже, суждено стать точкой столкновения всех трёх геополитических проектов: "Большого Израиля", "Большого Курдистана" и "Великого Турана". Таким образом, это государство превращается в территорию прокси-войны Израиля и Турции.
Администрация Трампа, конечно, попробует разыграть роль посредника-миротворца, но вряд ли Израиль будет сильно к ней прислушиваться. Скорее, это Трамп будет вынужден менять своё мнение под давлением израильского лобби, перед которым он взял некоторые обязательства в ходе предвыборной кампании.